Агентство по жилищному и коммунальному хозяйству Республики Тыва

История ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей народного хозяйства Республики Тыва, охватывающей многоотраслевой производственно-технический комплекс, потребность в продукции которого практически не ограничена.

Система ЖКХ представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими предприятиями, составляющими сложную социально-экономическую систему, от результативности, функционирования которой зависит развитие городских объектов и состояние среды обитания жителей города.

                            

После вхождения в состав СССР и РСФСР, 11 октября 1944 года, в Тувинской Народной Республике  высокими темпами развернулось промышленное и гражданское строительство, резко увеличился ввод в эксплуатацию объектов социально-культурного назначения и жилья с улучшенным благоустройством, что потребовало коренного улучшения снабжения населения теплом, водой и другими коммунальными услугами.

С этого времени начинается качественно новый этап в истории и жизни тувинского народа, открывший широкие перспективы для его всестороннего развития.

http://cs320825.vk.me/v320825997/7921/vggR34eS5zI.jpg

С первых месяцев образования Тувинской автономной области Центральный Комитет ВКП(б) и Советское правительство стремились создать необходимые условия для социалистического переустройства всей экономической и социальной жизни Тувы. На основе крупной материально-технической, финансовой и кадровой помощи государства начались преобразования в сельском хозяйстве, закладывались основы промышленности, транспорта и связи, системы народного образования и здравоохранения, а также жилищно-коммунального хозяйства Тувы. Значительно увеличилось строительство различных учреждений и предприятий в городе Кызыле, нужных для народного хозяйства. С их ростом интенсивно увеличивалось население города. Если на 1 января 1945 года было 6500 человек, то на 1 ноября  1945 года уже проживало 9300 человек. Прирост населения за 10 месяцев на 2800 человек, или на 40 с лишним процентов, что создает предпосылки для создания коммунальных предприятий, обслуживающих это население и жилой фонд.

http://knu.znate.ru/pars_docs/refs/540/539494/539494_html_6d8745f8.jpg

 В целях обеспечения правильного руководства и развития жилищно-коммунального хозяйства Тувинской автономной области, согласно приказа Народного Комиссара Коммунального хозяйства РСФСР от 5 марта 1945 года № 60/К обязанность по организации и руководству Областным Отделом Коммунального хозяйства была возложена на представителя  Наркомхоза РСФСР тов. Карнаухова Дмитрия Ивановича.

По решению Сессии Областного Совета депутатов трудящихся Тувинской автономной области (Облисполком) от 11 апреля 1945 года№ 82 был организован Областной отдел Коммунального хозяйства, который возглавил Карнаухов Д.И.  Позже с 1946 по 1962 годы жилищно-коммунальным хозяйством республики руководили Голунов С.Н., Пономаренко И.М., Гущин В.Н., Звездочкин А.П.

На 1 января 1945 года жилая площадь застроенных одноэтажных деревянных жилых домов составляла 31 тыс. кв. метров, из многоэтажек в городе были только два 3-этажных дома– здание обкома КПСС и школы №2. Жилых домов было всего 730, из них коммунального хозяйства-211ед. и частного сектора-519 ед.

В 1946 году было организовано в г. Кызыле городское Жилищное Управление. Также были созданы первые Отделы коммунального хозяйства при Улуг-Хемском, Тандинском, Пий-Хемском и Каа-Хемском исполкомов районных советов. Позднеепо просьбе Эрзинского, Бай-Тайгинского и Сут-Хольского исполкомов районных советов были организованы в районных центрах конторы коммунального обслуживания и строительства.

На 1 января 1947 года жилой фонд составлял уже 277 тыс. кв. метров, имелось 2 бани, 2 гостиницы, 1 парикмахерская, 1 мельница и 7 электростанций. Увеличение жилой площади произошло из-за строительства ведомственного  жилья на собственные средства министерств, ведомств, предприятий и организаций.

Самый длительный этап развития жилищного хозяйства в целом начался в 50-е годы и завершился вместе с функционированием советского государства. В это время возникали новые города, возводились объекты городского хозяйства. О неблагополучном состоянии жилищной сферы свидетельствовали нехватка квалифицированных кадров, отсутствие взаимоотношений между производителями и потребителями в жилищной сфере.

http://bezformata.ru/content/Images/000/020/325/image20325010.jpg  

Музей им. 60-ти богатырей г.Кызыл, 1952 год.       

 

 Здание музея им. 60-ти богатырей г.Кызыл, 2009 год.       

 http://etosibir.ru/wp-content/uploads/2014/12/natsional-ny-j-muzej-900x516.jpg

Национальный музей, г.Кызыл 2014 год.  (фото в сравнении)

 В 1953 году в г. Кызыле организованы 2 домоуправления при городском жилуправлении с жилой площадью 11500 кв. метров и 5290 кв. метров.

Наравне со строительством многоэтажных жилых домов ударными темпами строились и создавались предприятия коммунального комплекса: это котельные, водозаборы и очистные сооружения с инженерными сетями.

В 1953 году был отправлен в Туву Иванов Семен Николаевич лучший выпускник Калининградского индустриального техникума, ветеран ВОВ и в 1956 году был назначен директором строительства Кызылский теплоэлектроцентрали и проработал там до 1959 года. Первое предприятие коммунального комплекса по теплоснабжению Кызылская теплоэлектроцентраль введена в эксплуатацию с 28 ноября 1958 года.

В целях улучшения централизованного снабжения населения водой и отводом сточных вод, в г.Кызыле на основании письма Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 11 ноября 1958 года № М-19-730 и решения исполнительного комитета областного Совета депутатов трудящихся Тувинской автономной области № 28 от 16.01.1959 года было организовано производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства г.Кызыла с объемом подачи воды 4,5 тыс.м3 в сутки и протяженностью водопровода 7,3 км.

Согласно письму от 5 мая 1961 года секретаря Тувинского областного комитета КПСС тов. С.К. Тока в Совет Министров РСФСР по вопросу дополнительного финансирования на развитие коммунального хозяйства города Кызыла указано, что городское коммунальное хозяйство г. Кызыла серьезно отстает и не удовлетворяет даже минимальных потребностей населения и промышленности. Мощность городской коммунальной электростанции и крайне  недостаточна - всего 5 тыс. кВт.

В целях электрификации прилегающих к городу совхозов, колхозов, двух райцентров и для удовлетворения потребности г. Кызыла совместно с Министерством коммунального хозяйства было принято решение увеличить мощность Кызылской электростанции. В этих целях подготовлена вся техническая документация, еще в 1958 году приобретен импортный турбоагрегат мощностью 2,5 тыс. кВт, а также ведется строительство линий электропередачи в сельскохозяйственные районы.

К концу 50-х годов количество энергоустановок увеличилось с 7 до 190 единиц. В 1959 году дала ток первая очередь  Кызылской  паротурбинной  электростанции, в  1961 году  была введена в эксплуатацию    ТЭЦ комбината «Тувакобальт» в Хову-Аксы, в 1963 году – ТЭЦ комбината «Т уваасбест» в Ак-Довураке.

В 1959 году построена водопроводная станция и было организовано производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства города Кызыла, которое в 1963 году было реорганизовано в производственное управление «Водоканал» отдела коммунального хозяйства Кызылского горсовета.

В 1961 году в Кызыле сложилась крайне тяжелая санитарная обстановка. Канализация в городе отсутствовала, все нечистоты собирались в пронимаемые выгреба, загрязняя грунт и, как показывали анализы, питьевую воду в грунтовых колодцах - главном источнике водоснабжения города. Это привело к неблагополучию с желудочно-кишечными заболеваниями. В связи с чем было начато строительство канализации. Крайне необходимо было построить 4 км, коллектора стоимостью 192 тыс. рублей, трубы имелись, но средств было ассигновано всего на 40 тыс. рублей.

В 1961 году запустили теплоэлектроцентраль, водозаборное сооружение и инженерные сети в пос. Хову-Аксы.

В 1962 году на базе Облкомхоза в Туве было образовано  Министерство коммунального хозяйства Тувинской АССР (Минкомхоз). В 1966 году образована контора «Тувгаз» Министерства коммунального хозяйства Тувинской АССР и в мае 1971 года преобразована в производственное управление «Тувгаз».

В 1971 году Минкомхозбыл преобразован в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Тувинской АССР. Первым министром был назначен Еремеев Виктор Михайлович, который проработал на этом посту 26 лет, до 1987 года.

Годы руководства Еремеева Виктора Михайловича можно назвать периодом процветания жилищно-коммунального хозяйства республики. Благодаря его активной целенаправленной деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве республики произошли глубокие изменения. Впервые были развернуты работы по капитальному строительству объектов коммунально-бытового назначения, производственных баз, городских инженерных сетей водопровода, канализации, центрального отопления и других коммуникаций. Осуществлено внедрение газификации с их инженерными сетями и оборудованием. Значительной реконструкции и переоборудованию подверглись существующие объекты коммунально-бытового назначения: бани, прачечные, гостиницы, что дало возможность в десятки раз увеличить их производительность, тем самым улучшить бытовое обслуживание населения республики.

По предложению обкома КПСС в марте 1987 года Попов Виталий Александрович назначается министром жилищно-коммунального хозяйства Тувинской АССР.

С 1987 года Министерство жилищно-коммунального хозяйства Тувинской АССР было преобразовано в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, где министром был Виктор Александрович Монгуш.

В связи с массовым строительством жилых домов многоэтажной застройки с современными инженерными сетями в 1970-1990 годах возникла необходимость создания единой аварийной службы в г. Кызыле по обслуживанию внутридомовых инженерных сетей. С 1945 года в городе Кызыле было создано Городское коммунальное хозяйство (Горкомхоз), которое в 1965 году было переименовано в Управление жилищно-коммунальным хозяйством (Упржилкомхоз). Затем 5 сентября 1985 года Упржилкомхозбыл переименован в МПО ЖКХ г. Кызыла, которым руководил многие годы Виктор Владимирович Столяров.

В начале 90-х годов жилищная сфера вступила в переходный период. Его основными чертами являлись:

- существенное повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения, предприятия и организации;

- изменение организационно-правовых норм предприятий и организаций жилищно-коммунальной сферы.

С 1991 года после реорганизации МПО ЖКХ г. Кызыла в республике были созданы следующие муниципальные предприятия коммунального комплекса: ПРЭП «Жилье», Комбинат благоустройства, Гостиница «Кызыл», Банно-прачечный комбинат, РПП «Водоканал», РПП Тувкоммунэнерго, РСУ «Спецкоммунремстрой», Бюро спецуслуг. 

Позднее были введены в эксплуатацию малые котельные и водоканалы в г. Туран (1971), с. Сарыг-Сеп (1971), г. Чадан (1976), с. Целинное (1976), с. Кызыл-Мажалык (1980), с. Бай-Хаак (1980), которые по сей день обеспечивают население теплоснабжением и водоснабжением.

В связи с возрастающим объемом эксплуатации городских инженерных сооружений и коммуникаций в г. Шагонаре и ввода в эксплуатацию в 1981 году районной котельной мощностью 95 Гкал/час, тепловых сетей, протяжённостью 1,75 км, трансформаторных подстанций 1600 Ква, ЛЭП-04-10 кв, протяженностью 1,3 км в 1981 году организовано городское хозрасчетное предприятие «Шагонаркоммунэнерго».

Также в связи с вводом в эксплуатацию в г. Шагонаре постоянного водозабора, сетей водопровода и канализации общей протяженностью 39 км, очистных сооружений мощностью 2,7 тыс. куб. метров в сутки, увеличением до 6,4 тыс. куб. метров в сутки объема подачи воды в сеть и пропуска сточных вод в 1981 году организовано хозрасчетное производственное управление «Шагонарводоканал».

В 1991 года при Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва был создан Комитет жилищно-коммунального хозяйства, который в 1994 году был преобразован в Территориальное производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва (ТПО ЖКХ Республики Тыва), где генеральным директором был назначен В.Н. Козин, затем с 1992 года Болдур-оол А.Б., а с 1994 года Н.К. Волков.

В 1998 году Территориальное производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва было преобразовано в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, генеральным директором был назначен Монгуш Виктор Александрович. В состав Департамента ЖКХ РТ входили 33 жилищно-коммунальных предприятий республики. Предприятиями Департамента ЖКХ РТ обслуживался жилой фонд общей площадью 1363 тыс. кв. м, 13 гостиниц, 22 бани, 28 прачечных, более 200 водоколонок, около 60 крупных и малых котельных, 155,5 км. сетей канализации, 46,7 км. тепловых сетей, 1354,5 км. линий электропередач.

В 2002 году Департамент жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва был преобразован в Государственный комитет Республики Тыва по реформе жилищно-коммунального хозяйства, где председателем являлся Монгуш Калиндуу Чадамбаевич.

В 2005 году Правительством Республики Тыва было создано Агентство по жилищному и коммунальному хозяйству Республики Тыва. Агентство по ЖКХ на сегодняшний день является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по проведению государственной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве, правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере жилищного и коммунального хозяйства.

В 2006 году образовано новое предприятие «Водопроводно-канализационные системы» – единственное водоснабжающее, водоотводящее и в то же время природоохранное предприятие в г.Кызыле. На данный момент коллектив предприятия, состоящий из 255 работающих, обслуживает 79,5 км водопроводных сетей, 90,4 км – канализационных, 2 централизованных водозабора (левобережный и правобережный) общей мощностью 56 тыс.м3/сутки, повысительную станцию, 7 канализационных насосных станций, Левобережные очистные сооружения канализации мощностью 16 тыс.м3/сутки. В 2010 году введены в эксплуатацию высокотехнологичные Правобережные очистные сооружения канализации мощностью – 2,0 тыс.м3/сутки. Правобережные очистные сооружения канализации позволят обеспечить санитарную безопасность и значительно улучшат экологическую обстановку в городе, так как прекратится сброс неочищенных стоков в р.Енисей с Правобережного квартала.

     ООО «Водопроводно-канализационные системы» 2014 год

 

Очистные сооружения г.Шагонар, 2015 год.

 

ЖКХ Республики Тыва

Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство в республике – это не просто сфера обслуживания. Это многопрофильный и многоотраслевой производственный комплекс, который является основой обеспечения жизнедеятельности населения.

В жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Тыва осуществляют деятельность 110 организаций различных форм собственности, из них:

Ø теплоснабжения – 14;

Ø энергоснабжения – 7;

Ø газоснабжения – 1;

Ø водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод – 17;

Ø утилизации твердых бытовых отходов – 1;

Ø многоотраслевые организации – 5;

Ø в сфере обслуживания жилищного фонда, УК и ТСЖ – 65

В отрасли ЖКХ работают и трудятся более 3 тыс. человек разных профессий.

На территории республики функционируют всего:

ü  315 котельных;

ü  8 предприятий по водоснабжению и водоотведению;

ü  65 УК и ТСЖ.

Предприятиями обслуживаются 186 км.тепловых сетей, 53 центральных тепловых пунктов, водопроводных сетей – 220,5 км, 12 насосных станций водопровода, канализационных сетей – 154 км, 7 канализационных насосных станций, 6 очистных сооружений канализации, 492 водозаборных скважин.

За последние годы в структуре рынка управления жилищным фондом и законодательном регулировании деятельности управления многоквартирными домами произошли значительные изменения. Жилищный фонд республики  составляет 17 034 многоквартирных домов, общей площадью 2,8млн.кв.м. Из них в 801 доме собственники помещений должны выбрать способ управления данными домами.

На сегодняшний день в 641 многоквартирном доме выбран и реализуется способ управления многоквартирными домами, что составляет 80% от общего числа.

В сфере управления и технической эксплуатации жилищным фондом действуют всего 65 организаций, их них:

ü  22 управляющих компаний, обслуживающих 474 МКД;

ü  42 товариществ собственников жилья, обслуживающих 167 МКД;

ü  1 муниципальное унитарное предприятие, обслуживающее 160 МКД, где собственниками помещений не выбран способ управления домами.

 

Анализ текущего состояния системы коммунальной инфраструктуры Республики Тыва

Анализ существующей системы  водоснабжения и дальнейших перспектив развития муниципальных образований республики показывает, что действующие сети водоснабжения работают на пределе ресурсной надежности. Необходима полная модернизация системы водоснабжения, включающая в себя реконструкцию сетей и замену устаревшего оборудования наболее современное, отвечающее энергосберегающим технологиям.

В республике функционируют 3 очистных сооружения по очистке сточных вод: вг. Кызыле - 2 объекта обслуживаются предприятием ООО «Водопроводно-канализационные системы» г. Кызыла, 1 объект обслуживается предприятием МУП «Водоканал» г. Шагонара». На очистные сооружения биологической очистки г. Кызыла и г. Шагонара поступает 8,36 млн. куб. м/год загрязненных сточных вод. Эти сооружения очищают    94 % загрязненных сточных вод перед сбросом в водные объекты.

Основными причинами ненормативной очистки являются: перегрузка очистных сооружений, моральный и физический износ канализационных очистных сооружений и сетей канализации. Отсутствие необходимых финансовых средств у предприятий жилищно-коммунального хозяйства не позволяет осуществлять в должной мере эксплуатацию физически устаревших водопроводных и канализационных сетей.

Отсутствуют очистные сооружения в с. Хову-Аксы Чеди-Хольского кожууна, где  сброс сточных вод ведется в прибрежную зону р. Элегест, в  г. Ак-Довураке и с. Чаа-Холь Чаа-Хольского кожууна, где сброс сточных вод ведется на рельеф местности.

Инфраструктура теплоснабжения является одной из основных составляющих комплекса систем жизнеобеспечения населенных пунктов республики. Поддержание надежного и стабильного функционирования всех ее элементов является главной концептуальной задачей развития всей системы теплоснабжения.

Основными проблемами объектов систем теплоснабжения коммунального комплекса республики являются:

Ø  физический износ котлов, насосного оборудования и тепловых сетей, что составляет 72,5%;

Ø  дефицит оборотных средств и отсутствие инвестиций для модернизации систем теплоснабжения;

Ø  большая кредиторская задолженность предприятий коммунального хозяйства республики;

Ø  в недостаточном объеме предусматриваются средства на капитальный ремонт и подготовку объектов коммунального хозяйства к отопительному сезону.

На сегодняшний день в республике из 19 муниципальных образований в 15 муниципалитетах имеются 24 банно-прачечных комбинатов (г. Кызыл-8, Кызылский кожуун-3, Овюрский-2 и по одному в 11 МО), в которых функционируют 19 бань и 7 прачечных. Не работают 5 бань в Кызылском, Каа-Хемском и Тандинском кожуунах. Отсутствуют бани и прачечные в Пий-Хемском, Тоджинском, Тере-Хольском, Монгун-Тайгинском кожуунах.

На сегодняшний день Агентством по ЖКХ Республики Тыва путем осуществления своих функций удалось значительно обеспечить стабильное и эффективное функционирование объектов жилищно-коммунального хозяйства, повысить качество работы систем жизнеобеспечения и сферы коммунального обслуживания населения, реализовать в соответствии с жилищным законодательством направления единой стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Агентством по ЖКХ Республики Тыва приоритетным направлением определено –улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, в целях которого приняты следующие меры:

- завершены и утверждены разработка схем – тепло, водоснабжения в 12 муниципальных образованиях республики;

-  утвержден график проведения конкурсных процедур по передаче в концессию или долгосрочную аренду объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

- разработан краткосрочный план на 2014-2016 годы по  реализации долгосрочной региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Тыва на 2014-2043 годы», в результате реализации которого будут проведены капитальные ремонты общего имущества в 97 многоквартирных домах площадью 130 234,8 м2.

- в целях повышения надежности и эффективности производства и поставки коммунальных ресурсов на базе масштабной модернизации систем коммунальной инфраструктуры на основе использования энергоэффективных и экологически чистых технологий, создания системы планирования развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры утверждена государственная программа Республики Тыва «Повышение эффективности и надежности функционирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва на 2014- 2020 годы» от 06 июня 2014 года № 267с общим объемом финансирования за счет республиканского и муниципального бюджетов 12,33 млрд. рублей.

Важнейшим вопросом является санитарное состояние населенных пунктов республики и обращение с отходами потребления. На сегодняшний день не ведется организация утилизации отходов потребления и полигонов, отвечающих современным экологическим и экономическим нормам, отсутствует мусороперерабатывающий завод. Основная причина – не действует механизм экономического стимулирования долгосрочного стимулирования долгосрочного инвестирования в отрасль переработки и обезвреживания отходов. В рамках госпрограммы предусмотрено строительство мусороперерабатывающего завода в г.г. Кызыле, Ак-Довурак и Шагонар но общую сумму 120 млн. руб.

Благоустройство территории, обеспечение комфортных условий жизнедеятельности граждан – это один из наиболее очевидных и доступных показателей результативности деятельности муниципальных властей.

В целях подготовки к празднованию 100-летия единения России и Тувы и 100-летия основания г. Кызыла и в результате проведения спецпроекта Главы «Тува-территория чистоты и порядка» впервые предприняты масштабные меры по созданию условий по благоустройству территорий населенных пунктов республики. Работа в данном направлении будет продолжена, повышение благоустройства многоквартирных домов должна стать основной задачей органов местного самоуправления, управляющих компаний и ТСЖ. Улучшение внешнего вида поселений повышает доверие населения к органам государственной власти, что в свою очередь привлекает частных инвесторов.

На 2015 год Агентство по ЖКХ Республики Тыва определило основным приоритетным направлением деятельности развитие общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Республике Тыва.

 

Проблемы ЖКХ

В настоящее время жилищные условия и качество коммунальных услуг в республике не соответствуют уровню стандартов, существующих в развитых регионах России. Во многом это определяется крайне неудовлетворительным состоянием основных фондов ЖКК:

·           физический износ основных фондов ЖКХ составляет около 72 процентов, в том числе теплоснабжение–72,5 процентов, водоснабжение–78,6, водоотведение – 64,6;

·           значительные потери в системах теплоснабжения обусловлены не только конструктивными особенностями отапливаемых зданий, но и технологией транспортировки теплоносителя по многокилометровым сетям с плохой теплоизоляцией, а также отсутствием у конечных потребителей приборов учета и регулирования потребления тепловой энергии.

·           рост задолженности по оплате коммунальных услуг населением и бюджетными организациями, что связано с существенным ростом удельного веса платежей населения в оплате жилищно-коммунальных услуг при уменьшении адресной защиты малоимущих семей;

·           высокая затратность предприятий ЖКХ и отсутствие экономических стимулов снижения их издержек и роста прибыли в условиях неразвитости конкурентной среды;

·           значительную долю составляют дома из сборного железобетона, являющиеся по проектным данным, самыми энергорасточительными сооружениями. Фактические теплопотери в таких домах выше на 20-30% проектных из-за низкого качества строительства и эксплуатации. Наиболее значительные теплопотери в домах происходят через наружные стеновые ограждения(42%-в пяти, 49%-в девятиэтажных домах);

·           много лет важнейшей проблемой ЖКХ  был недостаток инвестиций в отрасль. Сегодня привлечение частных инвестиций в ЖКХ происходит на основе концессий. В целях обеспечения эффективного и устойчивого функционирования систем водоснабжения и водоотведения, относящихся к государственной и муниципальной собственности Республики Тыва, утвержден план мероприятий по проведению инвентаризации государственных и муниципальных объектов систем водоснабжения и водоотведения в дальнейшей передачи их в концессию или долгосрочную аренду (от 2 декабря 2013 г. № 444-р). Такая работа началась в г. Кызыле - столице Республики Тыва.

·            

Перспективы развития ЖКХ в республике

1) привлечение частных инвестиций в ЖКХ путем заключения концессионных соглашений;

2)      полная модернизация существующих сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;

3)      реконструкция котельных и предприятий по водоснабжению и водоотведению с внедрением энергосберегающих технологий;

4)      строительство энергоэффективного жилья в республике;

5)      активизация работы общественного контроля за функционированием ЖКХ;

6)      возобновление работы банно-прачечных комбинатов и гостиниц в кожуунах республики;

7)      организация утилизации отходов потребления и полигонов, отвечающих современным экологическим и экономическим нормам, строительство мусороперерабатывающих заводов.

Задачи, стоящие перед работниками жилищно-коммунального хозяйства республики обширны и многогранны, и от их решения будет зависеть создание комфортных условий жизнедеятельности граждан.

Таким образом, в результате реализации поставленных задач будут обеспечены повышение эффективности, качества коммунальных услуг, надежности работы инженерных систем, комфортности и безопасности условий проживания, социальная защита населения при оплате коммунальных услуг. Эти цели будут достигнуты за счет финансового оздоровления предприятий коммунального хозяйства, демонополизации и развития конкурентной среды, совершенствования договорных отношений и тарифного регулирования естественных локальных монополий, государственной поддержки модернизации коммунального комплекса